?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моя любимая клетка.

Автор Стешка Kaussi. Исключительные авторские права принадлежат XG Creative group. Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на xgraphics.livejournal.com. Любые другие заимствования являются противозаконными.


Трудно представить себе современный мир без клетчатого орнамента, который поджидает нас буквально на каждом шагу. Это могут быть кафельные плитки на полу или на стенах, стеклянные здания с большими тонированными окнами, жизнерадостные клетчатые шторы или скатерти у вас на даче или в кафе а-ля кантри, это может быть шахматная доска, увиденная вами мимоходом во дворе, это клетчатые плащи, шарфы, шотландки, мексиканские пончо, исторические русские костюмы или ковбойские рубашки, отсылающие ваше воображение к брутальным временам Дикого Запада. Список можно продолжать бесконечно много, ведь этот узор зародился вместе с человеческой цивилизацией и развивался, перевоплощался и обогащался вместе с ней. Всё происходило естественно и просто: как только человек научился переплетать горизонтально и вертикально направленные шерстяные нити –  он получил клетку. Человек рос творчески и технически: вначале он стал переплетать нити разных цветов и увлекся красотой орнаментов, в основе которой лежала самая простая – ткацкая клетка. Потом он стал создавать клетчатые ткани, вышивать клетчатые узоры (это было очень популярно в Древнем Вавилоне и Древнем Египте), продолжал усложнять рисунок и делать более замысловатые узоры, но это уже другая история.

Важно, что клетка имеет полное право считаться родоначальницей геометрических тканевых узоров. Она заложена в генетической памяти человека и поэтому понятна всем, каждый представляет, с чем её носить. Она проста, универсальна и непритязательна – вот в чем секрет её обаятельной гениальности. Клетка - это классика и символ вкуса, благородства.

Немного об основных технических характеристиках клетки как орнамента. Во-первых, она может образовываться переплетением разноокрашенных уточных и основных нитей, либо может наноситься краской на поверхность ткани. Во-вторых, клетка характеризуется раппортом - повторяемостью одних и тех же квадратов или прямоугольников с определенными интервалами. По размеру она может быть мелкой ( до 0,5 см), средней, крупной ( от 5 см). В-третьих, клетка может образовываться из чередования сплошных клеток или получаться взаимным пересечением различных  по ширине и цвету полос, идущих по основе и по утку. В-четвертых, она может быть симметричной или ассиметричной, как и любой другой узор.

При опросе людей об ассоциациях с клеткой как орнаментом на ткани первое место по количеству ответов заняла шотландская клетка. Историческое её название – тартан, что в переводе с древнегэльского  означает «цвет местности». Различные растения росли на территории современной Шотландии и использовались для окраски шерстяной одежды кельтов, что перетекло в создание кланового тартана. Это позволяло им отличаться друг от друга, заявлять о своей принадлежности тому или иному роду-клану, причем единственному. Сейчас тартаном или шотландкой называют любую ткань (шерстяную, шелковую, хлопчатобумажную и др.) соответствующего рисунка. В настоящее время насчитано порядка 6 тысяч тартанов, большинство изобретены за последние полтора столетия, а малочисленные старинные тартаны завораживают своей изысканной приглушенной цветовой гаммой.

Истоки происхождения тартана навсегда затерялись в прошлом, но доказано, что клетчатый рисунок типа тартана использовался населением горных областей практически всего мира. Некоторые египетские мумии в поречье Нила были обернуты тканями с рисунком и расцветкой тартана. Установлено также, что задолго до нашей эры некоторые римские аристократы носили ткани с тартановым рисунком. Но только на британских островах тартан стал типичным представителем кельтского народного творчества и кустарного промысла, а позже и основой национального костюма Шотландии.

Тем не менее, и на нашей Руси по цвету клеток в понёве можно было угадать, из какой губернии приехала женщина. По мнению историков славянских языков, слово «понёва» (или «понява») первоначально означало «кусок ткани», «полотенце». Большинство этнографов считает, что это набедренная одежда, которую носили девушки, достигшие возраста невест.  Так, на севере Рязанской губернии носили чёрные или тёмно-синие понёвы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему чёрными и белыми нитями. Археологические находки подтвердили, что эта традиция действительно тянется в глубины веков — к древним славянам. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Калужскую области, предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными. 

Клетка Барберри (Burberry) имеет красивую историю происхождения и вознесения до английского королевского гардероба. В 1856 году Томас Барберри открыл галантерейный магазинчик в  графстве Гемпшир. Вскоре он дорос до торгового центра, и уже через несколько лет его продукция стала пользоваться таким успехом, что представители фирмы поспешили зарегистрировать свой логотип: Burberry — Equestrian Knight («Рыцарь на коне»).  К тому времени Томас решил создать плащ из ткани, которая бы отталкивала влагу, но пропускала воздух, и первый такой плащ появился в  1901 году и стал форменной одеждой британских офицеров во время Первой мировой войны, получив название «траншейного пальто» — тренчкот. А в 1924 году на подкладке тренчкота появилась она – знаменитая клетка Барберри из тонких полосок красного, песочного, черного и белого цвета. Восхищенные модники любили говорить, что это аристократично, «ведь изнанка - истинная суть вещи».

Клетка Роял Стюарт (Royal Stewart) или Королевский Стюарт - тартан королевского дома Стюарт, а также личный тартан королевы Елизаветы II. Официально тартан носили волынщики королевской шотландской драгунской гвардии.

В конце 1970 шотландка Королевский Стюарт стала популярной в панк-моде, возможно, из-за влияния группы The Exploited, которые носили различные юбки-шотландки. Этот тартан стал известным в автоспорте лет десять назад, а трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт использовал отличительные полосы тартана Royal Stewart вокруг шлема.

Двуцветная клетка Виши была создана ткацким способом в 1850 году по одноименному названию французского города. Основа ткани – хлопок, квадратики были одинаковы, и вначале клетка Виши складывалась из сочетания белого с красным или синего. Еще одно её название: кантри – получилось из-за того, что чаще всего из этой ткани шили одежду сельских жителей.

Мадрасская клетка представляет собой произвольное пересечение полос различной ширины и поэтому в ней трудно выявить раппорт. Свое название клетка получила от древнего индийского города Мадрас, ныне Ченнай. А поскольку родиной хлопка также является Индия, то традиционно этот рисунок использовался на хлопчатобумажных тканях. И сегодня, мадрасский хлопок — это ярко окрашенная хлопчатобумажная ткань в клетку или в полоску. Подобный узор часто встречается в носовых платках.

Клетка Глен или клетка принца Уэльского, применяемая в основном в костюмной ткани, напоминает шотландку, но более скромна в расцветке. Такого рода рисунки делались для английских мелких дворян, которые поселялись в Шотландии, но не имели собственной клановой клетки. В Англии клетку принца Уэльского не носят в офисах, но она часто встречается в неофициальных костюмах, надеваемых на уик-энд, хотя в остальной Европе и в Америке это общепринятый материал делового костюма.

Клетка «шашечками», как на такси, очень популярна в современных молодежных субкультурах. Это, несомненно, стильный рисунок, сочетающий контраст и простоту. Шахматный рисунок взывает к безупречности форм и отсутствию лишних деталей и идеально смотрится с яркими аксессуарами и смелыми прическами.

Куриная лапка: «пье-де-пуль» по-французски, и «собачий зуб» по-английски - ткань с мелким узором из квадратов с удлиненными по диагонали углами, расположенными в форме зубчиков. Особенность этой разновидности клеток — удлиненные уголки, соединяющие квадратики друг с другом. Рисунок чаще всего делают в два цвета, а иногда и в 3—5 цветов. Часто можно увидеть его на костюмной шерсти. 

К разновидностям клеток можно отнести и ирландские ромбы - арлекин. Они очень популярны в непринужденном мужском гардеробе.

Это далеко не все, что можно рассказать о клетке как узоре. Она всегда остается актуальной и востребованной. Клетчатая одежда привлекает взгляд, вносит пульс и динамику в образ всего костюма, вызывает позитивные эмоции. Она пережила тысячелетия, перешагнула через все социальные и национальные границы, служила не просто орнаментом, а чем-то большим – опознавательным знаком, средством самовыражения и т.д. Я думаю, что клетка будет развиваться с человеком и дальше, и её феномен заключается в том, что она бессознательно ассоциируется у нас с органической клеткой - основой жизни и с ограниченным пространством - комната, дом, что и есть наша защита, наша крепость.

Comments

Latest Month

May 2010
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner